Роторные двигатели — прошлое и будещее

Роторные двигатели — прошлое и будещее

Двигатели — перспективные модели

Ст.9. Малые Ванкель моторы. Сегодняшний день

Продолжаем писать-читать статьи про малокубатурные роторные двигатели Ванкеля. В прошлой статье мы описали конструкции, которые  активно выпускались в конце 60х – начале 70х годов прошлого века.
Сегодня поговорим о современных производителях малых Ванкелей и их моделях роторных двигателей.
Надо сказать, что новую волну интереса к малым Ванкелям, породило создание международной отрасли активного производства различных летающих устройств- крылатых дронов, БПЛА мультикоптерной схемы и проч.  Массовое производство таких летающих  игрушек и подобных им  винтовых машинок, потребовало огромного количества производимых  моторов.  Конечно, основная масса коптеров и БПЛА летает на электротяге – с аккумуляторами и батарейками. Так проще производить и так легче  управлять такими моторами.
     Но, у системы электротяги есть свои серьезные недостатки:

  • во-первых запас энергии даже в лучших литий-полимерных аккумуляторах во многие  разы меньше, чем запас энергии в бензине.
  • во –вторых, электрические батареи не живут долго, и аккумуляторы рассчитаны только на определенное количество циклов «заряд- разряд», после чего прежнюю батарею надо выкидывать и приобретать новую.
  • в- третьих, хороший по ёмкости электро -аккумулятор значительно дороже, чем бак бензина. Особенно эта разница чувствительна для боевого применения БПЛА, где вероятность потери дрона высока уже при первых боевых вылетах.
  • в четвертых, зимой — при отрицательных температурах ёмкость источников электропитания значительно снижается. А у бензина такого недостатка нет.
  • в –пятых, при использовании БПЛА в качестве самолета- снаряда, во время удара по цели, 1,5- 3 литра дешевого бензина в бензобаке дрона, заметно усиливают поражающие и зажигательные  возможности такого самолета- снаряда. В то время как дорогая аккумуляторная батарея никак не  усиливает силу взрыва, и  не повышает поражающие возможности боевой части.

       Именно по этим причинам многие производители среднеразмерных и относительно крупных дронов, ставят на свои изделия бензомоторы.  Но малые размеры двигателей предполагают, что это будут 2х тактные двигатели. Со всеми присущими им недостатками- малым ресурсом,  повышенным расходом топлива, сильным шумом и проч.  И вот тут на сцену выходят роторные двигатели с их сильными сторонами- малым весом, малым размером, отсутствием вибраций, малым мидельным сечением (лобовым сопротивлением) и простой конструкцией. И при этом роторные моторы – это 4х тактные двигатели, т.е. расход топлива у них будет ниже, чем у 2х тактных поршневых моторов. 

задняя часть БПЛА «Hermes-450», где установлен роторный двигатель
       Именно поэтому на многих заметных в современном мире БПЛА летающих аппаратах установлены роторные бензо-моторы.  Например, на  многоцелевом БПЛА  «Hermes-450» производства Elbit Systems, (это крупнейший частный израильский военно- промышленный концерн), установлены роторные двигатели R902(W) израильского производства, мощностью в 70 л.с.  А на израильских самолётах — снарядах «Harop», производства израильского госконцерна Israel Aerospace Industries, (IAI), устанавливается роторный двигатель AR731 британского производителя UAV Engines LTD. Роторные двигатели так же устанавливаются на иранские ударные самолёты- снаряды   Shahed-131. Этот аппарат  оснащен двигателем Ванкеля Serat-1, который является копией двигателя Ванкеля модели  MDR-208 от китайской компании Beijing Micropilot UAV Control System Ltd.

Но и сам  китайский мотор MDR-208 (208- это цифра объема мотора в куб см.) – является лишь копией уже упомянутого мотора AR731 от британского производителя UAV Engines LTD.  Мощность мотора 38 л.с. при весе в 9,6 кг.
Т.е. израильтяне сделали очень удачный самолет-снаряд «Harop» с британским роторным моторчиком.  Китайцы скопировали этот мотор и начали его массовый выпуск и продажи на весь мир. А потом и иранцы, заполучив трофейный экземпляр израильского самолет – снаряда «Harop», скопировали не только британский роторный моторчик, но и весь самолет – снаряд.  Так и получился иранский самолет- снаряд «Shahed-131» с малокубатурным Ванкелем, и этот ударный БПЛА в России известен под названием «Герань-1».

БПЛА «Shahed-131» — в задней части хорошо виден роторный мотор
Т.е. в современном мире, малые роторные двигатели Ванкеля устанавливаются не на газонокосилки и не на мотоциклы (как это было в конце 60-х годов), а на различные среднеразмерные дроны и БПЛА, преимущественно военного назначения.  И востребуются такие моторчики многими десятками тысяч штук. Не зря китайский моторчик   MDR-208 (мощность 38 л.с.) уже более года назад исчез из продажи на АлиБабе. А на сайте зеракеле – на сайте made-in-china.com —  он в продаже есть, но по цене в 29 тыс долларов.. А ведь еще 2 года назад этот моторчик стоил на АлиБабе всего то 2500 зеленых. Мощный всплеск вооруженного противостояния сразу в нескольких частях мира резко усилил спрос на дешевое оружие дальнего действия (т.е. на самолеты –снаряды и ударные БПЛА) и на моторы для таких самолетов –снарядов. Вот и подпрыгнула цена на такие моторы более чем в 10 раз.

Итак, что же мы имеем на сегодня из производителей малокубатурных роторных двигателей Ванкеля в мире?
   Первый список будет —  это коммерческие производители, продукцию которых может купить любой человек.

В Британия- два таких  производителя.

  • Компания UAV Engines LTD, который выпускает целую линейку моторов, самый малый по размеру мотор воздушного охлаждения, имеет одну роторную секцию объёмом 208 куб. см. Пиковая мощность 38 л.с. и вес 9,5 кг. Самый крупный мотор, состоит из 2х роторных секций с турбонаддувом, обладает жидкостным охлаждением, каждая секция объёмом 284 куб.см, мотор обладает мощностью 95 л.с. при весе 56 кг.
  • Компания  Rotron Power-  выпускает 5 типов роторных моторов.  Самый малый из этой линейки имеет одну роторную секцию жидкостного охлаждения объёмом 300 куб.см, турбонаддув, пиковую мощность 50 л.с., номинальную мощность 35 л.с. и вес 28 кг. И далее Rotron Power  из этих роторных секций по 300 куб.см  рабочего объема собирает моторы разной мощности: и из 2- и из 3х секций. Самый мощный двигатель компании – это мотор из 4х роторных секций номинальной мощностью в 200 л.с. и весом 54 кг.   Так же фирма выпускает  и 2х тактные поршневые моторчики. Причину, почему «роторная»  фирма производит и поршневые движки, я укажу в следующей статье.
      В Германии имеется один производитель роторных моторов, это AIXRO GmbH. Компания производит одну размерность роторной секции объемом 294 куб.см, на основе которой производит несколько типов мотора, которые отличаются друг от друга наличием  (отсутствием) турбонадува, типом стартера и проч. Мощность этих моторов колеблется от 29 л.с.до 45 л.с.  Почему-то германская фирма выпускает только  односекционные двигатели, и не имеет модели с двумя роторными секциями.

   В Китае наличествует   интересный производитель — Beijing Micropilot UAV Control System Ltd. Компания имеет наименование больше подходящее фирме по выпуску электроники и прибористики. Так оно и есть, ибо эта фирма с момента основания в 2001 году начинала с приборов беспроводной связи и автоматических систем управления полетами для малых самолётов и БПЛА. И уже потом она к подобным системам добавила двигатели.  Линейка выпускаемых китайской фирмой двигателей удивляет и вызывает легкий трепет.  Они разом выпускают несколько типов двух и четырехцилиндровых 2х тактников мощностью от 20 л.с. до 50 л.с., один тип роторных двигателей, и даже несколько типов малых газовых турбин тягой от 39 кг до 125 кг.  Китайский роторный двигатель MDR-208, является без малого копией британского двигателя AR731 фирмы UAV Engines LTD, ибо полностью совпадает и по объему рабочих камер и по многим конструктивным формам и  геометрическим параметрам.  Но цена китайского мотора была почти в 2 раза дешевле, чем британского, поэтому очень бодро продавалась.  В 2020 году цена была 2500 $. Но потом случилась череда больших и малых вооруженных конфликтов, в которых всякие БПЛА и дроны показали себя очень эффективным и относительно недорогим оружием. Спрос на моторы для БПЛА резкко вырос. В 2023 году китайские моторы исчезли из доступности по продаже на АлиБабе. А на сайте клоне www.made-in-china.com теперь такой моторчик продается за 29 000 $.

Теперь о производителях, которые работают только на военные заказы и их продукция недоступна для гражданского потребителя.

Как уже говорилось в ограниченном количестве  роторные двигатели мощностью  70 л.с. для установки на среднеразмерные ударно-разведывательные БПЛА Hermes-450 производятся концерном Elbit Systems.

В Иране   массово производятся клоны все того же британского моторчика AR731 всё с тем же объёмом 208 куб.см. Производство налажено иранской компанией   Oje Parvaz Mado Nafar Company (Mado Company).  Эти моторы ставят на самолет снаряд «Shahed-131».

  В США вопрос наличия производства малокубатурных роторных Ванкелей остается непрояснённым. С одной стороны мне известна пара сайтов, наполненных неким многообразным контентом на близкую тему: от ярких 3D моделек роторных моторчиков (объемом от 27 куб см и выше) до разных красивых графиков внешних характеристик моторов,  от фото дюралевых натурных моделей, до фото улыбающихся генеральных директоров фирм. Но при этом нет коммерческих предложений о продаже моторов. Пример такого положения- сайт американской фирмы Freedom Motors.

А что же в России? А в России производства малых роторных Ванкелей не было, и нет до сих пор…