Роторные двигатели — прошлое и будещее

Роторные двигатели — прошлое и будещее

Двигатели — перспективные модели

ст.7 РОТОРНЫЕ МОТОЦИКЛЫ- 1

   Продолжаем серию статей про малокубатурные Ванкель-моторы.  Вторая из этих статей будет посвящена мотоциклетным моторам и мотоциклам с роторными двигателями.
    Первым серийным мотоциклом с роторным двигателем схемы Ванкеля, был немецкий мотоцикл Hercules W-2000. Как я уже  упоминал в предыдущей статье,  мотопроизводитель Hercules был  дочерней фирмой компании «Fichtel & Sachs» которая с середины 60-х годов разрабатывал и выпускала малокубатурные Ванкель- моторы. Следует упомянуть, что компания «Nuremberg Hercules- Werke» оказывается одним из старейших в мире производителей мотоциклов, и свой первый мотоцикл она выпустила в 1904 году. А первым в мире мотоциклом был французский Peugeot  , который начал производство мотоциклов в 1898 году. Компания Nuremberg Hercules- Werke была образована в 1886 году как производитель велосипедов, и стала к 20м годам 20го века стала заметным производителем мотоциклов и велосипедов в Германии. В  1963 году компания была куплена фирмой  «Fichtel & Sachs»  и производство мотоциклов было выделено в отдельную компанию под названием  Sachs Motorcycles, но продолжала выпускать мотоцикла под торговой маркой Hercules.   Надо сказать. что компания сохранилась до сегодняшнего времени, в 2008 году сменила название  с SACHS Fahrzeug- und Motorentechnik GmbH на SFM GmbH   и сегодня вполне успешно выпускает электро- скутеры и электро -велосипеды.

мотоцикл Hercules W-2000

Итак, Hercules W-2000 был разработан в конце 1960-х годов. Мотоцикл был впервые показан на немецкой торговой выставке (Internationale Fahrrad und Motorrad-Ausstellung IFMA — Международная выставка велосипедов и мотоциклов) в 1970 году. Выставочный  прототип имел двигатель Sachs KM-914 (мощностью 28 л.с., который уже массово производился и ставился на снегоходы и пр.), коробку передач BMW 250 и карданную передачу на заднее колесо.   

Производство началось в 1974 году и прекращено через 3 года в 1977 году.   Причиной прекращения выпуска мотоциклов  были низкие объемы продаж  мотоцикла-  всего около 40 штук в месяц, что не позволяло производству стать рентабельным и получать прибыл. Виной тому могла быть высокая цена мотоцикла – эквивалент 1900 долларов, что было тогда очень дорого.  Всего за период производства было реализовано  1800 мотоциклов. После прекращения производства оборудование и оснастка производственной линии  были проданы британской компании Norton

     Вторыми по хронологии выпуска мотоциклов с роторными моторами был японские производители.  У  каждого из четырех крупных японских производителей были прототипы или планы на машины с роторными моторами, но в производство пошел только Suzuki RE5. Хотя  Yamaha показала свой прототип  модели  RZ-201 с двухроторным двигателем объемом 660 куб.см  и мощностью около 60 л.с. на Tokyo_Motor_Show» Токийском автосалоне в 1972 году.  Фирма   Kawasaki в 1972 г. также испытывала прототип «модель X99» с роторным двигателем.  В прессе тех лет та же были упоминания что  Honda так же экспериментировала с роторным мотоциклом.  

Итак, японский мотоцикл Suzuki RE5    который выпускался с 1974 пo 1976 годы. Всего было выпущено в общей сложности около 6000 машин RE5.

Двигатель объемом 497 куб.см имел один ротор. Геометрическая степень сжатия  составляла  9,4:1. Мощность 60 л.с.  Была одна свеча.  Максимальная скорость 168 км/ч.  Двигатель был с двумя  контурами жидкостного охлаждения: водяным охлаждением и  масляным. Питание было  карбюратором.  Основные детали корпуса создавались из алюминиевого сплава с электрохимическим никасилевым покрытием.  Самые уязвимые элементы двигателя- радиальные уплотнения (апексы) были изготовлены из стали легированной карбидом титана (Ferro Tic). Но при всех этих ухищрениях мотоцикл страдал извечной болезнью  двигателей Ванкеля- повышенным расходом топлива, особенно на малых оборотах. На трассе  Suzuki RE5   расходовал  8  литров бензина на 100 км, а в городском цикле- заметно больше.

В 1985 году журнал Cycle World  в своем большом обзоре  мотоциклов прошлого десятилетия характеризовал модель   RE5 как дорогой, крайне слишком сложный в ремонте, и при том недостаточно мощный.    И последним из трёх мото — производителей, которые серийно выпускали мотоциклы, был британский  Norton. Вообще, мотоциклетный бренд  Norton , имел трудную историю. В 30-х годах прошлого века и во время Второй мировой войны, это был один из самых крупных производителей мотоциклов в Британии.  Так же фирма уделяла много сил и времени созданию спортивных моделей, как и участию в гонках и добилась больших успехов в этом деле.  Но  60-х годах фирма не смогла достойно конкурировать  с американскими, немецкими и японскими производителями, поэтому и оказалась в трудном финансовом положении и прошла через череду  процедур объявления несостоятельности и покупку другими коммерческими структурами.

В 80-х годах в очередной попытке найти свежие технические решения в условиях жесткой конкурентной борьбы на мото — рынке,   компания  обратилась к идее выпуска мотоциклов с роторными двигателями.  Период с 1981 по 1992 годы в истории фирмы характеризуется как «роторный период». Вообще, Компания Norton работала над прототипом роторного мотоцикла в течение 70-х годов прошлого века, как она купила оборудование у немецкого «Fichtel & Sachs». Первой моделью с роторным двигателем был мотоцикл Interpol 2, который начал выпускаться в 1984 году.  Название «Интерпол» — отражает назначение мотоцикла. Эта модель никогда не продавалась на свободном рынке и поставлялась только в полицию Британии.   Соответственно и объем выпуска был всего несколько сотен машин за весь период. Мотоцикл оснащался двухроторным двигателем Ванкеля  рабочим объемом 588 куб.см. и мощностью 85 л.с. Было две версии мотоцикла- с воздушным и водяным охлаждением двигателя. Эта модель была вполне успешной в своем узком объеме спроса. И поэтому фирма решила продолжить успех уже в версии для широкого гражданского рынка.  Это были последовательно две модели. Первым был Norton Classic  с двигателем воздушного охлаждения.  Потом производился Norton_Commander — с двигателем жидкостного охлаждения. И завершающим была модель Norton F1.  Все эти модели мотоциклов комплектовались одним и тем же двигателем  объема — 588 куб.см, только с разными системами охлаждения и небольшими изменениями в системах  впуска и выпуска. Самый совершенный из моторов  стоял  на мотоцикле модели F1 и выдавал  94 л.с. при 9500 об/мин. Было еще несколько опытных  моделей мотоциклов Norton с разными рамами и дизайном, но везде стоял один и тот же двигатель.

Мотоцикл Norton Classic. 2х роторный двигатель крупным планом

Нужно сказать, что даже самые «тиражные» модели типа Norton Classic    были произведены крайне ограниченными сериями количеством не более 200 шт.  Такие небольшие объемы продаж  происходили из-за высокой цены мотоцикла и никак не могли дать нужный объем прибыли для успешной работы компании.  Финансовое положение компании становилось все тяжелее, и в 1991 оду началась процедура банкротства, и в 1993 году компания была продана канадской компании Wildrose Ventures.   С тех пор бренд  сменил несколько владельцев и время от времени  пытается восстановить производство мотоциклов.
    Пару слов нужно сказать о роторных двигателях, которые устанавливались  на мотоциклах Norton.   Исторически они восходят к двигателям немецкого производителя «Fichtel & Sachs». Но группа инженеров, выходцев из исследовательского центра британской военной корпорации  BSA  (Birmingham Small Arms Company) во главе с Д. Гэрсайтом на основе немецкого мотора разработали свою конструкцию объемом 588 куб.см. Основное внимание в этой конструкции было уделено проектированию эффективной системы охлаждения. Но повышенный расход бензина эти инженеры так и не смогли побороть.
И на последок статьи — самый малотиражный проект мотоцикла с роторным двигателем.  Его основал в Амстердаме Хенк ван Вин, голландский импортер мотоцилов Kreidler  (это немецкая марка мотоциклов и мотороллеров, производившая такую технику до 1982 года). Мотоцикл назывался  Van Veen OCR 1000.  Особенностью проекта было то, что мотоциклы использовали автомобильные роторные моторы Comotor 624 объемом 996 куб.см 

роторный двигатель от автомобиля Citroën Birotor

Двухроторный 996-кубовый мотор (созданный для автомобилей Citroen Birotor) выдавал 107 лошадей и мог разгонять мотоцикл до максимальной скорости 217 км/ч.  Нефтяной кризис 1973 года, когда нефть и бензин подорожали в 4 раза, остановил сбыт таких автомобилей  и  на складах Citroen  остался нераспроданный запас таких моторов. Вот на них, для установки на мотоциклы, и рассчитывал Хенк ван Вин. Но высокая цена за мотоцикл  (15 000 долларов США), привела к тому, что за все годы производства, с 1978 до 1981, удалось продать всего 38 штук.
 Интересно, что 2011 году оставшиеся детали OCR 1000 были выкуплены неким энтузиастом Андрисом Вилингой, который построил  и сумел продать  10  мотоциклов по необычной цене 81 000 Евро.

В следующей статье мы поговорим о роторных мотоциклах родом из СССР.