Роторные двигатели — прошлое и будещее

Роторные двигатели — прошлое и будещее

Двигатели — перспективные модели

ст 6. МАЛЫЕ ВАНКЕЛЬ МОТОРЫ. ПРОШЛЫЙ ВЕК

   Применение роторных двигателей и их формы многообразны.  Интересным будет рассмотреть малокубатурные Ванкели.  Первая статья будет посвящена производителям таких моторчиков из прошлых лет.
   Самым активным производителем малых Ванкель- моторов в прошлом веке была немецкая компания «Fichtel & Sachs».  Эта компания  весьма старая, она была образована еще в конце 19-го века и производила тогда велосипедные колесные втулки свободного хода. Нужно сказать, что втулка заднего колеса современного велосипеда обязана своим появлением именно разработкам фирмы «Fichtel & Sachs».   В 30-х годах компания  производила ступицы для тракторов и автомобилей, а так же мотоциклы и двигатели к ним. Этот бизнес расширился и после 2-й Мировой войны, поэтому  к 50-м годам производство мотоциклов было выделено в отдельную компанию, а кроме  мотоциклетных поршневых моторов компания в конце 60-х годов начала производить целую линейку малых Ванкелей разной кубатуры.  Hercules – так называлась выделенная из  «Fichtel & Sachs» фирма, производитель мотоциклов.  Она известна  за пределами Германии благодаря мотоциклу Hercules Wankel 1974 года выпуска с роторным двигателем Sachs. При этом надо помнить что и в Англии был другой производитель мотоциклов с таким же названием – Hercules.

    Самым маленьким моторчиком был OS wankel. Этот моторчик объемом всего 4,97 куб.см, предназначенный для использования в авиамоделях. Он работал на спирте и на оборотах в 17 000 об/мин  этот двигатель развивал заметную мощность в 1,1 л.с., имел вес в дюралевом  корпусе менее 400 гр и умещаясь на ладони.

Следующим в размерной линейке был двигатель КМС-4  объёмом 58  куб.см, и он устанавливался на   бензопилы.

Потом по возрастанию  мощности шел  мотор КМ -3 рабочим объемом

 110куб см.  и  это был двигатель для газонокосилки мощность 3 л.с.

Далее по линейке мощностей  был двигатель КМ -48. Он имел объем  160 куб.см – и развивал мощность в номинале 8 л.с. на 8 тыс оборотах,  и до 14 л.с. на 12 тыс оборотах. Этот моторчик  устанавливался на различные виды силового оборудования, лодочные моторы, и различные сверхлегкие планеры и дельтапланы. 

И самым мощным среди  моторов производства «Fichtel & Sachs» была модель КМ — 24 рабочим объемом 295 куб.см.  Это  двигатель предназначался для снегохода и мотоцикла ( он устанавливался на мотоцикл Hercules W-2000).  Так же у мотора была версия чуть большего размера на 303 куб см. (она называлась  KM 914 B). Этот мотор устанавливался больше всего на снегоходы. Мощность мотора была 28 л.с.  на 6 тыс оборотах, и как всякий Ванкель мотор могла крутится кратковременно до 12 тыс оборотов, выдавай значительно большую мощность. И самое интересное, что была ограниченная серия таких моторов из  двух роторных секций мощностью в 60 л.с. на 6 тыс оборотах.

Вся эта обширная и полноценная линейка малых моторчиков производилась примерно до середины 70-х годов прошлого века. И потом производство было прекращено. Причин такого печального завершения производственной программы малых Ванкель-моторов было несколько. Во — первых сыграл немалую роль нефтяной кризис 1973 года, когда нефть поднялась в цене в 4 раза. А Ванкель- моторы имели повышенный расход  топлива по сравнению с 4-х тактными поршневыми двигателями.
Далее – все эти моторы были весьма дорогими. Ибо имели корпуса из алюминиевого сплава, который был изнутри для прочности и износостойкости покрыт никасилем. Это дорогое в нанесении покрытие, которое к тому же было склонно к отслоению при перегреве.  А перегрев малых моторов с воздушным охлаждением и корпусом из алюминиевого сплава, это очень часто встречающийся случай. По итогу этих причин и не удивительно, что к середине 70-х годов производство таких моторов было прекращено.  На сегодняшний день в американских маркет-плейсах (он лайн барахолках) типа еВау или Сraigslist можно изредка встретить в продаже такие моторчики. За работоспособный экземпляр цена колеблется в пределах 2 – 3 тыс $.  Но встретить сегодня такой «живой» моторчик это большая редкость.

А сама фирма «Fichtel & Sachs» в конце 90-х годов вошла в состав промышленной группы Mannesmann, и стала именоваться Mannesmann Sachs AG.  На сегодняшний день эта компания производит   компоненты трансмиссии и подвески — амортизаторы, диски сцепления и проч.

Следующая статья: Роторные мотоциклы — 1.